vk  vk   yt   facebook

г.Новосибирск
ул.Советская, 8 (вход со двора)
тел.: +7 (383) 239-17-98
familia.psiholog@yandex.ru

Блог Татьяны Скрицкой

Статьи

Некоторые показатели здоровья и качества жизни у беременных женщин

Автор: Скрицкая Татьяна Владимировна

 

Психология здоровья – новая и быстро развивающаяся область психологии. Актуальность развития данного направления продиктована ориентацией практических психологов на профилактику возникновения отклонений в физическом и психологическом состоянии человека. Также необходимо выделить факторы, являющиеся значимыми и оказывающими как негативное, так и позитивное воздействие на человека.

 

Учитывая, что психология здоровья активно развивается, специалистами, работающими в данной области, были сформулирован ряд аксиоматических положений:

  1. В абсолютном смысле здоровья не существует. Абсолютное здоровье - это идеал.
  2. Каждый человек здоров условно. Ни один человек не бывает на протяжении жизни вполне здоровым.
  3. Каждый человек может быть здоров в определенных условиях (климат, пища, труд). Есть подходящие (нормальные) и неподходящие (вредные) жизненные условия для конкретного человека. Условия, нормальные для одного, могут быть ненормальными для другого [4].

Здоровье является неотъемлемой составляющей качества жизни. Но абсолютного здоровья не существует, соответственно, возникает необходимость в детальном исследовании наиболее значимых жизненных событий с учетом их влияния на здоровье и качество жизни, как одно из составляющих здоровья.

В настоящее время в России существует проблема общей неудовлетворенности населения качеством медицинской помощи и низкого доверия официальной медицине.

Проблема снижения рождаемости в европейских странах возникла довольно давно. Например, по мнению О. С. Осиповой, уже на рубеже ХIХ – ХХ вв. в США произошел спад рождаемости из-за изменения отношения к детям и их воспитанию. Рождение детей с потенциально низким уровнем образования и дохода было осуждаемо обществом [3]. О такой же тенденции можно говорить и в современной России, поскольку актуальным становится сознательное отношение к зачатию и рождению ребенка.

Беременность является кризисным периодом как в жизни женщины, так и семьи в целом [5]. По мнению К. В. Кулешовой (2007), в этот период необходимо обеспечивать женщине высокое качество жизни. На успешность адаптации женщины к своей беременности влияет уровень ее готовности к материнству. По данным некоторых исследований, современные молодые женщины находятся в состоянии хронического стресса, что отрицательно сказывается как на течении всех стадий репродуктивного цикла, так и на дальнейшее формирование диадных отношений [2].

В соответствии с принципом непрерывности психического развития, физиологическое и психологическое состояние беременной женщины оказывает непосредственное влияние на плод. По данным Ю. В. Ковалевой, женщины, вынашивающие ребенка без соматических осложнений, описывают родительское отношение к ним в детстве как доверяющее их возможностям. Дети таких женщин отличаются активностью, они ориентированы на контакт с человеком и предметной средой, оптимистичны и легко обучаются [1].

Соответственно, интерес к беременности, как особому периоду в жизни женщины, объясним возможностями профилактики как состояния будущей матери, так и возможностью оптимизации состояния пренейта, а в последствии - профилактикой нарушений диадных и детско-родительских отношений.

При проведении пилотажного исследования в женской консультации при Новосибирском городском перинатальном центре методикой ТОБ («Тест отношений беременной» И. В. Добрякова) было обследовано 189 женщин со сроками беременности от 6 до 40 недель. Средний возраст женщин составил 26 лет.

Методика ТОБ позволяет выявлять пять ти­пов психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД): оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный и деп­рессивный [6].

Определение типа ПКГД помогает разобраться в психологической ситуации вынашивания ребенка, а так же дает возможность прогноза на особенности течения родов и отношения в семье в связи с рождением ребенка. Тип ПКГД отражает личностные изменения и реакции женщи­ны. В концепции В. Н. Мясищева выделяются следующие изменения в системе отношений беременной:

а) отношение женщины к себе беременной;

б) отношения женщины в формирующейся системе «мать-дитя»;

в) отношения беременной женщины к отношениям окружающих.

В нашей выборке 50,9% составили женщины с первой беременностью. Причем рождение первого ребенка ожидали 78,4% будущих матерей. Именно первая беременность и рождение первого ребенка являются временем наибольшего стресса для женщины [5]. 21,6% женщин выборки ожидали рождение 2-го и последующих детей. В нашей выборке преобладают семей с одним ребенком.

Оптимальный тип переживания беременности диагностирован у 54,6% женщин, которые характеризуются ответственностью в отношении своей беременности. У таких женщин, как правило, супру­жеские отношения зрелые, гармоничные, беременность ожидаема обо­ими супругами. Женщины продолжают вести активный образ жизни, своевременно встают на учет в женскую консультацию, выполняют рекомендации врачей, следят за своим здоровьем, с удо­вольствием занимаются на курсах дородовой подготовки. Оптималь­ный тип в дальнейшем способствует формированию гармоничного типа семейного воспита­ния ребенка.

Эйфорический тип гестационной доминанты диагностирован у 17,5% беременных выборки. Данный тип ПКГД отмечает­ся у женщин с истерическими чертами личности, а также у длительно лечившихся от бесплодия. Такие женщины претенциозны, требуют от окружающих повышенного внимания, выполнения любых прихотей. Врачи, курсы дородовой подготовки посещаются, но далеко не ко всем рекомендациям пациент­ки прислушиваются, не все выполняется, многие рекомендации выполняются формально. В этой группы женщин чаще наблюдаются послеродовые аффективные расстройства.

Гипогестогнозический тип выявлен у 8% беременных. Данный тип нередко встречается среди не закончивших учебу или увлеченных работой, эти женщины не склонны менять жизненный стереотип, у них «не хватает времени» встать на учет в женскую консультацию, посещать врачей, выполнять их назначения. После родов у них часто отмечается гипогалактия. Уход за детьми, как правило, передоверяется дру­гим лицам (бабушкам, няням), так как сами матери «очень заняты».

Тревожный тип выявлен у 5,83%. Он характеризуется высоким уровнем тревоги у беремен­ной, что влияет на соматическое состояние. Беременные женщины с этим типом ПКГД нуждаются в психологической помощи. Став матерями, они отличаются повышен­ной моральной ответственностью, неуверенны в своих силах и способностях воспитывать ребенка. Воспитание детей чаще всего идет по типу доминирующей гиперпротекции или противоречивого воспитания.

У 14,3% женщин выборки выявлен смешанный тип гестационной доминанты. В данной группе возможны различные осложнения беременности, родов и послеродового периода.

В нашей выборке женщины с депрессивным типом ПКГД не были выявлены.

При статистической обработке результатов обнаружено, что у женщин, имеющих в анамнезе прерывания беременности (как медицинские, так и самопроизвольные аборты), достоверно реже встречается оптимальный тип гестационной доминанты. Соответственно, становится актуальной работа по планированию беременности не только врачами акушерами – гинекологами, но и психологами. Осознанное отношение в супружеской паре к планированию беременности позволит существенно снизить ощущения психологического дискомфорта, который может возникать во время беременности как из-за физиологических изменений, так и связан со сменой социального статуса. Происходит изменение в ролевой структуре семьи.

Если наступившая беременность является досадным недоразумением и партнеры психологически не готовы к роли родителей, то период ожидания ребенка и его первые годы жизни будут являться кризисным периодом в жизни семьи. Данная ситуация скажется на качестве жизни всех членов семейной системы.

Таким образом, 45,4% женщин, прошедших психологическую диагностику методикой ТОБ, имеют разнообразные отклонения в типе ПКГД, соответственно у них выше риск развития осложнений течения беременности, родов и послеродового периода. Есть данные, что социальные условия и отношения со значимым окружением влияют на течение беременности и качество жизни, как самой женщины, так и ее семьи.

Женщины из этой части выборки нуждаются в повышенном контроле соматического состояния из-за риска развития различных осложнений беременности и обострения хронических заболеваний. Им также необходимо психологическое сопровождение во время беременности и разработка программ психологической подготовки к родам с учетом результатов диагностики.

Определение типа ПКГД может существенно помочь разобраться в ситуации, при которой вынашивался и родился ребенок, понять, как складывались отношения в семье в связи с его рождением, каким образом формировался стиль семейно­го воспитания.

В условиях женских консультаций и родильных домов в настоящее время оказание своевременной психологической помощи затруднено, до сих пор психолог в этих учреждениях является редкостью. Даже если психолог и работает в медицинском учреждении, то очень часто ни у психолога, ни у администрации нет четко разработанных планов работы по диагностике, психопрофилактике и коррекционной работе с пациентками, практически невозможно оценить эффективность такой работы.

Таким образом, сегодня возникает необходимость в детальном исследовании на практике таких значимых жизненных событий, как вынашивание и рождение ребенка, с учетом их влияния на здоровье и качество жизни всех членов семьи.

Литература

  1. Ковалева Ю. В. Роль семьи в формировании основ саморегуляции. /Материалы IV Всероссийского съезда РПО. 18-21 сентября 2007г.: В 3-х томах. Т. 2., -с. 191-192.
  2. Кулешова К. В. Эмоциональные состояния беременной женщины. /Материалы IV Всероссийского съезда РПО. 18-21 сентября 2007г.: В 3-х томах. Т. 2., -с.220-221.
  3. Осипова О. С. Проблемы социальной интеграции молодежи в реалиях ХХI века. // Материалы второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной Российской семьи». В 3-х частях.     – Часть 3. – М., 2005. – С. 113 – 126.
    1. Психология здоровья: учебник для вузов. /под ред. Г. С. Никифорова. –СПб, 2003. 607с.
  4. Скрицкая Т. В., Дмитриева Н. В. Особенности психологического реагирования и системы ценностных ориентаций женщин в период беременности. –Новосибирск., 2002. -96с.
  5. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. –СПб, 2006, 352 с.