vk  vk   yt   facebook

г.Новосибирск
ул.Советская, 8 (вход со двора)
тел.: +7 (383) 239-17-98
familia.psiholog@yandex.ru

Блог Татьяны Скрицкой

Статьи

Работа психолога с персоналом перинатального центра

Статья была опубликована довольно давно. В условиях повышения рождаемости и повышения интенсивности труда акушер-гинекологов женских консультаций, родильных домов и перинатальных центров, она до сих пор не потеряла своей актуальности.
  1. www.psyhodic.ru/arc.php?page=4132

 

     Работа клинического психолога в женской консультации и родильном доме стала возможна благодаря приказу № 223 от 30 марта 2006 г. Министерства здравоохранения и социального развития. По данному приказу в структуре женской консультации рекомендовано интегрировать деятельность многих специалистов, включая психотерапевта (медицинского психолога) и других.

   К сожалению, отсутствуют нормативные документы, регламентирующие деятельность медицинского психолога (психотерапевта) в рамках женской консультации и родильного дома. Также нет единой программы подготовки психологов для учреждений родовспоможения. Женщины, и семья, во время беременности имеют ряд существенных отличий, знание которых необходимо для эффективной работы с такими клиентами с целью коррекции возможных патологий беременности, родов и детско-родительских отношений.

     В сложившихся условиях работа клинического психолога в Новосибирском городском перинатальном центре (НГПЦ) строится в нескольких направлениях. Во-первых, ведется работа с беременными женщинами, которая включает просветительскую деятельность по проведению занятий для будущих мам, диагностическую, направленную на выявление женщин групп риска, развития психосоматической патологии беременности, родов и особенностей взаимодействия с ребенком раннего возраста, психологическое консультирование беременных женщин по индивидуальным запросам. Во-вторых, по инициативе администрации НГПЦ начата просветительская работа с врачами акушерами-гинекологами, в рамках которой проводятся лекционные занятия по вопросам общей психологии, психологии личности, перинатальной и клинической психологии. По мнению И.В. Добрякова, знание и использование основных принципов перинатальной психологии и психотерапии приводит к максимально полному пониманию психологических, биологических и социальных процессов, связанных с репродукцией.

   Приоритетный национальный проект "Здоровье" приводит к увеличению нагрузки на врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях и родильных домах. Характер работы специалистов в условиях высокой интенсивности труда может приводить к перегрузкам, синдрому эмоционального выгорания, что сказывается на качестве коммуникации врача и пациенток, увеличении ятрогений у женщин.

     Становится актуальной работа по получению специалистами, работающими в сфере родовспоможения, знаний по психологии человека и психогигиены деятельности врача. Интенсификацию работы демонстрируют показатели количества родов в 2004-2006 гг. в НГПЦ. В родильном доме проходит 25-38% всех родов города (2004 г. - 3446, 2005 г. - 3556, 2006 г. -3942).

     Актуальность работы с персоналом подтверждалась анкетированием пациенток стационара НГПЦ в 2005 г. с целью выявления качества межличностного взаимодействия беременных женщин и врачей. Установлено, что 66,1% женщин сталкивались с грубостью и безразличием со стороны медицинских работников во время настоящей беременности. Основными качествами, необходимыми для специалистов, работающих с беременными женщинами, указывались профессионализм, внимание и доброжелательность.

   В 2007 г. НГПЦ проводилось анкетирование персонала, в результате которого сотрудники подтвердили интерес и указали на недостаток психологических знаний. Целью данного цикла является формирование представлений о человеке, как о целостной системе, включающей в себя физиологические, психологические и социальные составляющие, некоторое смещение внимания врача с соматического состояния беременной на ее психологические особенности.

Основные задачи цикла: 1) ознакомление персонала с некоторыми разделами психологии: психологии личности, семейной, клинической и перинатальной; 2) рассмотрение вопросов, связанных с психологией здоровья и психогигиеной личности.

     Данная форма работы вызывает интерес у врачей НГПЦ. К сожалению, в камках программ повышения квалификации акушеров-гинекологов не предусмотрены разделы по психологии. Результаты нашей работы позволяют утверждать, что необходимо повышать осведомленность персонала родильных домов и женских консультаций в области психологии личности, дифференциальной, клинической и перинатальной психологии. Также необходимо заниматься разработкой и внедрением программ по психогигиене деятельности сотрудников женских консультаций и родильных домов. В противном случае будет страдать качество медицинской помощи и удовлетворенность женщин от наблюдения по беременности и родам в государственных женских консультациях и родильных домах.